Корректура & Редактура
корректор

Корректура текстов для СМИ

Расскажу вам, как делали корректуру раньше. Мне есть на что опираться – моя grand-mère возглавляла корректорскую службу в газете «Известия» в течение тридцати лет и покинула эту должность вместе с уходом последнего мэтра газеты И.Н. Голембиовского в 1997 году. Вот как она описывает процесс подготовки материалов к вёрстке и корректуру в газете.
Корректура

Анализ новостной ситуации

Каждое утро в девять часов журналисты редакции приходили на работу и начинали свой день с чтения новостей. В то время интернета не было и новости приходили по спутнику на специальные компьютеры – терминалы, которые собирали информацию с нескольких информационных агентств, например, с ТАСС и «Интерфакса». Журналисты распечатывали новости на матричном принтере и спешили в свои кабинеты, чтобы сформировать заявки на статьи.

Формирование заявок на статьи

На рабочем месте журналист анализировал распечатанные новости и делился ими со своим редактором, который, как правило, приходил на работу к десяти часам утра. Вместе они решали, из какой новости агенства можно сделать полноценный материал, а какую из них стоит оставить в формате новости и поместить в «стакан» – так называлась новостная колонка, которая шла вдоль внутренних полос издания. Если новость решали развить до полноценной статьи, то журналист с редактором обсуждали план такой статьи, проговаривали источники, которые нужно обзвонить. Часто при этом сразу набрасывали лид, чтобы журналист всегда имел перед собой ориентир и не свернул от основной темы в процессе письма.

Проведение редакционной планёрки

Собрав информацию по статьям, редактор шёл на общую планёрку газеты, где заявлял темы статей главному редактору и обсуждал их совместно с другими редакторами. Планёрки в то время играли важную роль, так как не существовало другого способа обменяться мнениями: не было почты, чатов и мессенджеров. При обсуждении другие редакторы, в том числе и главный редактор, подсказывали, как лучше подать статью, делились контактами и проверяли, не будет ли пересечений по теме статьи с другими статьями газеты. Планёрка заканчивалась в полдень – и редакторы возвращались в свои отделы, чтобы поделиться с журналистами окончательными решениями по поводу материалов.

Написание статьи

На написание статьи выделялось не так много времени – с полудня до пяти часов. Всё это время журналисты собирали информацию, обзванивали источники, поднимали архивы, чтобы узнать, что уже было написано ранее. Если журналист пришёл в газету недавно, редактор подходил к нему в процессе работы и предлагал свою помощь в формулировках, заодно проверяя тон изложения и следование фактам. Часто на этом этапе редактор мог помочь со сбором информации: так как он работал дольше и у него был выше статус –многие ньюсмейкеры гораздо охотнее давали комментарии именно редактору.

Редактирование статьи

В пять часов журналист сдавал статью редактору «как есть», даже если он не успел дописать её до конца. Именно поэтому редакторы требовали всегда первым делом писать минимум три заголовка к статье, чтобы у редактора в процессе работы была возможность выбрать наилучший заголовок. Газетчики знают, что заголовок – это самый важный элемент статьи, поэтому нужно выделить время, чтобы придумать хороший. В процессе редактирования часто времени не хватало, а сдать статью в набор без заголовка нельзя, поэтому выбирался наиболее удачный, предложенный журналистом, а потом, уже на вёрстке, редактор мог изменить заголовок на более подходящий.

Внесение редакторских правок

Если время позволяло, редактор возвращал статью журналисту для внесения редакторских правок. Как правило, вместе с редактированием редактор делал и «первую нулевую» корректуру статьи, исправляя ошибки и опечатки, расставляя знаки препинания, исправляя неверное использование слов и предлагая синонимы для замены. Редакторские правки вносились в распечатанную версию статьи, поэтому журналист вручную переносил их в первоначальный текст, таким образом проверяя текст на ошибки ещё раз.

Набор статьи для вёрстки и корректура

После того, как редакторские правки внесены, статью распечатывали и несли на набор. Как я уже писала выше, в то время не было интернета и даже сети внутри редакции. Всё ещё усложнялось тем, что авторы и редакторы работали на PC в среде MS DOS в редакторах Word 5.0 и Word 5.5 для DOS, а вёрстка работала на компьютерах Apple Macintosh. Форматы файлов были не совместимы, поэтому в газете существовало специальное машинописное бюро, на котором тексты перенабирались с распечаток в среду вёрстки. Машинописное бюро также работало и с рукописными текстами – в то время авторы могли сдать в набор статью, написанную от руки. В процессе набора, а машинистки в газете работали первоклассные, выполнялась ещё одна – «вторая нулевая» корректура.

Первая корректура статьи корректором

После заведения статьи в систему вёрстки корректоры получили доступ к статьям. Они сразу же выполняли первую корректуру, предварительно распечатав и подшив в папку исходный вариант, чтобы сохранить оригинал статьи и иметь возможность свериться с исходным текстом. Режима рецензирования в то время не существовало, как и контроля версий, поэтому это был единственный способ сохранить оригинальный текст. Он также был нужен для проведения финальной вычитки-сверки материала.

Вёрстка статьи

После первой корректуры статья отправлялась на вёрстку, где «вставала в полосу». При планировании статьи ответственный редактор сообщал редакторам и журналистам, какой по объёму должна быть каждая статья. Но это был не какой-то жёсткий объём, а интервал, скажем, от 2500 до 2570 знаков с пробелами. Точнее на этапе планирования номера сказать было сложно, так как было ещё не ясно – поставят ли к статье иллюстрацию, а если и поставят, то какой она будет ориентации (книжной или альбомной), какого размера. Поэтому при вёрстке часто образовывались «хвосты», которые дежурный сотрудник отдела «подрезал», уменьшая объём статьи, чтобы она уместилась в отведённое ей место. В процессе работы статья перечитывалась ещё раз, вносились исправления. Существовало правило, запрещающее дописывать статью в полосе, чтобы избежать внесения новых ошибок, и оно строго соблюдалось всеми сотрудниками.

Вторая корректура статьи корректором

После того, как статья «встала в полосу», она становилась доступной для внесения изменений только корректорам. Корректоры распечатывали свои полосы на широкоформатном принтере, каждый корректор отвечал за несколько полос в газете, и приступали ко второй, самой ответственной корректуре. Они делали именно то, о чём говорится в начале этой статьи: исправляли орфографические, синтаксические и лексические ошибки, проверяли правильность расстановки переносов и отсутствие «коридоров» (когда несколько пробелов на соседних строках находились на одном уровне, создавая ощущение разорванности в тексте), подписи к изображениям, таблицам, графикам, следили за правильностью использования знаков препинания.

Вывод плёнок после корректуры

Так как раньше газету печатали офсетным способом, то для создания печатной формы нужно было перенести текст в негативе на специальные плёнки. Затем эти плёнки накладывали на светочувствительные печатные формы и засвечивали. После промывали и закрепляли полученный штамп фиксажем. В результате получали оттиск полосы газеты, с которого и печатали эту газету методом краскопереноса с печатного барабана. Описала этот процесс подробно, чтобы показать, насколько высока могла быть цена ошибки корректора при подготовке номера газеты.

Третья корректура статьи корректором

Именно потому, что создание полосы было длительным и затратным процессом, корректоры часто проводили третью корректуру, то есть вычитывали плёнки, подготовленные для создания оттисков. Корректура проводилась на специальных световых столах, аналогичных тем, на которых в эпоху киноплёнок работали режиссёры. Корректоры были вооружены специальными лупами на подставках, которые держали заданное фокусное расстояние: полосы на плёнках выводились в масштабе 1:2, то есть текст на плёнке был в два раза меньше, чем текст на полосе. Третья корректура была обязательной, если газета публиковала важный доклад или материал партийного лидера.

Проверка корректором отпечатанного тиража

После отпечатки тиража, а это происходило глубокой ночью, корректорам приносили первые «корректорские экземпляры». В это время большинство корректоров уже отправились по домам, а дежурные корректоры и начальник корректорской службы проверяли материалы ещё раз. И хотя на этом этапе внести правку было уже невозможно (тираж отправлялся в почтовые отделения) – корректоры анализировали проделанную работу, отмечали, какие материалы можно было бы доработать, а какие были написаны ясно и понятно. На этом этапе часто формировались памятки для корректоров, велись списки журналистов, чьим материалам, с точки зрения грамотности, можно доверять, и тех, на чьи материалы стоит обратить повышенное внимание в следующий раз. На следующий день эта информация обсуждалась с остальными корректорами, что позволяло поддерживать высокий профессиональный уровень среди сотрудников корректорской службы.

Держать корректуру

Корректоры со стажем называют этот процесс ёмким словосочетанием: «держать корректуру». Мне нравится это выражение, так как оно вызывает ассоциацию со словосочетанием «держать слово» – то есть делать свою работу настолько хорошо, насколько это возможно, нести полную ответственность за то, что ты делаешь. Но при этом трезво оценивать влияние человеческого фактора на корректуру и учитывать требования ГОСТов.
Корректура

Еще о корректуре:


Что такое корректура? Как правильно делать корректуру для сайта и постов в социальных сетях? Как делать корректуру печатной продукции, чтобы избежать перепечатки тиража? Рассказываем обо всех аспектах подробно.

Корректура
Корректура
Копировать тексты запрещено. Тексты на настоящем сайте WWW.KOPPEKTOP.RU являются интеллектуальной собственностью владельца сайта. Если вы или ваш сайт скопируете частично или полностью текст с данного сайта, то с вами свяжется юридическая компания, защищающая интеллектуальные права сайта WWW.KOPPEKTOP.RU. Штрафы – от 10 тысяч до 10 млн рублей (ущерб оценивает суд). Кроме того, действует программа быстрой досудебной блокировки сайта.